Много лет бывший режиссёр театра растит будущих звёзд телевидения. Он был первым наставником известного актёра Александра Семчева, а созданная им детская киношкола в июне вошла в дюжину лучших в России. В преддверии Дня кино, который отмечается 27 августа, мы поговорили с Юрием Васильевичем о талантах в глубинке и шансах Верхневолжья засветиться на большом экране.
Звёздный завхоз
— Актёра Александра Семчева знают все. А кто ещё из ваших воспитанников попал в кино?
— Нашей студии всего десять лет, у её выпускников всё впереди. С Сашей же мы познакомились лет двадцать, назад, когда я работал главным режиссёром в Вышневолоцком театре драмы. Он пришёл к нам на работу заместителем директора. Продавал билеты, организовывал гастроли, расселял и кормил актеров. В общем, был и близок и далёк от сцены. Мы с коллегами приметили артистичного паренька и взяли его в труппу. Саша быстро стал одним из ведущих актёров. На сцене его увидели преподаватели театрального института им. Щукина, которые приехали к нам принимать дипломный спектакль у своих выпускников. Они посоветовали Семчеву поступать в «Щуку». Так без всякого блата и протекции Саша попал в один из самых престижных театральных вузов страны. Сегодня он заслуженный артист России, на его счету порядка полусотни ролей в кино и сериалах. Недавно мы снова работали вместе. Несколько лет назад ставил в Волочке спектакль по повести Алексея Толстого «Упырь». Так славяне называли кровососов. Семчеву как раз досталась роль упыря, в зале был аншлаг.
Воспитанники «Метронома» пока только начинают свой профессиональный путь. Выпускник Влад Давыденков сейчас актёр Вышневолоцкого театра. Возможно, пройдёт время, и мы тоже увидим его на большом экране. Уверен, что наши земляки ещё оставят свой отпечаток в истории кино и телевидения. Практически все, кто занимался у нас в студии, сейчас учатся на режиссёров, операторов, актёров и журналистов в разных вузах страны
— В прошлом вы режиссёр театра, сейчас – сотрудник городской администрации. Почему решили открыть киношколу?
— Бывших режиссёров не бывает. Я ставил множество спектаклей по России и в Казахстане. Мне посчастливилось работать режиссёром-стажером с такими именитыми актёрами, как Армен Джигарханян, Эммануил Виторган и др. В Волочке я оказался случайно: в 1979 году приехал ставить дипломный спектакль и влюбился. Моя супруга — заслуженная артистка России Наталья Тютяева служит в театре и руководит детским актёрским коллективом «Колибри». Я же решил научить ребятишек снимать кино. Это моё хобби. Еще будучи студентом, я проявил и смонтировал более 50 км киноплёнки. Сейчас, когда появились цифровые технологии, снять кино стало проще. Студия «Метроном» — не просто кружок, а настоящий медиа-холдинг. У нас есть отделения короткометражных игровых фильмов и юных журналистов. Здесь занимаются порядка 50 ребятишек от 12 до 17 лет.
Работа на камеру
— Как телестудии из провинциального Волочка удалось попасть в число лучших в стране, ведь камеры и другое киношное оборудование стоят немалых денег?
— Мы работаем при центре дополнительного образования и занятия для детей бесплатные. Снимаем на любительские фотоаппараты, монтируем материал на стареньком ноутбуке, который нам когда-то подарили в «Орлёнке». У нас даже нет специального оборудования для записи звука: включаем мобильные телефоны на режим диктофона, лепим их на липучки под одежду и работаем. Не зря говорят, голь на выдумку хитра. Но это не мешает ребятам показывать отличные результаты. Только в этом году взяли гран-при на нескольких фестивалях в Твери, Омске, Тольятти, а в июне с фильмом «Письмо с фронта» победили на фестивале Национальной ассоциации телерадиовещателей в Останкино. Теперь мы в списке лучших телестудий страны, это почти «Оскар».
Конечно, хотелось иметь хороший свет, камеры, монтажный комплекс, но всё это стоит немалых денег. Надеюсь, наше министерство образования поможет. Дали же денег на оборудование школьной телестудии 44-й гимназии в Твери.
— «Письмо с фронта» невозможно смотреть без слёз. Кто пишет сценарии для ваших фильмов, как они создаются?
— Всё делают дети. Ребята участвуют в процессе создания кино от и до. Кто-то проявляет себя способным сценаристом, у кого-то задатки режиссера, есть талантливые операторы, и мастера монтажа. Над сценарием мы всегда работаем вместе. Например, сюжет «Письма с фронта» родился с подачи одной из моих учениц. «Давайте снимем фильм про письмо, которое адресат получил 70 лет спустя», — предложила девочка. После мозгового штурма родилась трогательная история: солдат пишет своему 6-месячному сынишке, которого он ни разу не видел. Правда письмо так и не доходит до адресата: почтальонов расстреливают немцы, но заметив фашистов, они успевают спрятать сумку с письмами в развалинах старого клуба. Через 70 лет на руинах этого здания ребятишки играют в жмурки и находят стопку «треугольничков». В адресатах дети узнают своих соседей, родственников, знакомых. Многих уже нет в живых. Один мальчик приносит письмо своему дедушке от папы, которого он никогда не видел. Знаете, с каким энтузиазмом дети работали над этим фильмом? Ребята разговаривали с ветеранами, собирали информацию. Этот проект никого не оставил равнодушным, в эпизоде снялись даже местные байкеры. Ещё один громкий фильм «Дети войны». Сюжет построен на рассказах бывшего директора Вышневолоцкого краеведческого музея Галины Монаховой. Это воспоминания ребёнка о бомбёжках, голоде и о том, как они с братом вытаскивали из петли бабушку, у которой украли карточки на продукты, и она не знала, чем прокормить детей.
Потогонный труд
— К году кино в Волочке заработало детское телевидение. Почему в вашем районе оно есть, а в других — нет?
— Потому что это дело держится на энтузиастах, а с ними повезло не всем. Телевидение — это потогонная работа. Поиск новостей, съёмки, монтаж — бег без перерыва. Чтобы научить этому детей, нужно огромное количество времени. У нас в регионе есть успешные примеры детской тележурналистики, но их мало. Например, в Нелидово мой друг Олег Дворников уже много лет работает в этом направлении. Его воспитанники снимают новостные сюжеты, делают небольшие фильмы, пишут заметки в газету. Он вырастил уже не одно поколение талантливых журналистов. В этом году и наша студия запустила свою информационную программу. «Шаги» — школьное агентство главных новостей — выходит в эфир на кабельном канале раз в месяц. Ребята освещают общегородские новости и снимают ералаш.
— Многие ваши выпускники решили связать свою жизнь с телевидением. Вряд ли они вернуться обратно в Волочёк. Это хорошо или плохо?
— И хорошо, если не вернутся. Любому человеку нужен рост и развитие, а здесь с этим сложно. Например, мой воспитанник Паша Кудрявцев закончил Московский госуниверситет международных отношений и остался работать в Москве. Сейчас он трудится в «Юнпресс России». Именно они организуют крупные форумы и фестивали для юных журналистов, куда мы возим своих ребят. Я рад, что он не вернулся в Волочёк и добился таких успехов. Свои люди везде нужны. Каждый выбирает себе дорогу в жизни сам. Кто-то наоборот, уезжает из мегаполисов в глубинку и находит себя здесь. Не важно, где ты живёшь. Главное, чтобы ты был занят своим делом. Мне, например, комфортно и в Волочке. Очутившись здесь, я не выпал из обоймы и до сих пор ставлю спектакли в других городах.
Растим звёзд
— На днях Ассоциация продюсеров кино и телевидения обратилась к президенту Путину с предложением создать сеть региональных центров кинопроизводства. Может ли рассчитывать на это Тверская область и что нам даст такой центр?
— По сути, это то, чем мы занимаемся уже много лет. Кинопроизводители предлагают создать в регионах сеть детско-юношеских школ с полным циклом производства. Это обучение детей на всех этапах создания фильма и съёмка полнометражного художественного кино. Один в один, что мы делаем у себя в Волочке. Только на всё это будут выделять деньги из бюджета. Во многих странах существуют так называемые кинокомиссии, и эта система эффективно работает. Например, в США, где снимали многосерийный фильм «Во все тяжкие», после первого сезона в бюджет была заложена строчка на производство этого сериала, так как туристический поток благодаря киносъемкам возрос в разы. Надеюсь, что Тверская область станет пилотной площадкой для этого проекта, ведь у нас есть всё необходимое для развития российского кино. Вот увидите, мы ещё вырастим ни одну звезду!
Досье.
Юрий КОКОРИН.
Родился в 1952 году в городе Потсдам в Германии. Окончил Тверской колледж культуры им. Львова, театральный институт им. Щукина, Высшие режиссерские курсы (ГИТИС). Заслуженный деятель культуры Республики Казахстан. Женат, трое детей.
Комментарии